Все побежали — и я побежал: кому нужны онлайн-марафоны, а кому они только навредят
В ожидании чуда
Может показаться, что онлайн-марафоны — недавний тренд, который возник буквально у нас на глазах. Однако предтечи современных онлайн-курсов появились еще в 20-30-х годах в США: во время Великой депрессии огромным спросом начали пользовать книги о саморазвитии, достижении целей и «соблазнении» денег.
«Мыслите категориями успеха», «сделайте из лимона лимонад», «живите так, словно уже добились желаемого», «будьте позитивны в мыслях и на деле», «общайтесь с теми, кто преуспел» — на современных марафонах говорят то же, что писали самопровозглашенные коучи сто лет назад. Почему же мы продолжаем покупать мысли, срок годности которых давно истек?
Трудности выбора
Ты когда-нибудь слышала фразу: «Я девочка, я не хочу ничего решать, я хочу платье»? Или, может быть, даже говорила? «На научном» это называется экзистенциальным страхом перед жизнью: мы боимся бесконечного и неконтролируемого хаоса, которым она является.
Найти в нем путь непросто: попробуй, разберись, почему Гайдар в 14 лет полком командовал, а у тебя в 35 из подчиненных — только живущая в офисе кошка. Поэтому мы так охотно платим за марафоны, которые продаются под видом надежных дорожных карт: делай, как сказали, и обязательно получишь нужный результат.
Напрягись, не напрягаясь
На самом деле каждая из нас отлично знает, как добиться желаемого. Хочешь похудеть — меняй рацион. Нужно больше денег — ищи другую работу или осваивай новую профессию. Мечтаешь выйти замуж — заведи анкеты на всех сайтах знакомств и найди «мужское» хобби, чтобы знакомиться оффлайн.
Марафоны тоже анонсируют упорную работу, но выглядит она иначе. Сходи в салон и посиди в дорогой машине. Расспроси знакомых о том, как они достигли успеха. Заведи доску желаний. Чем проще, тем лучше: например, один популярный марафон похудения получил неофициальное название «Сушка на бургерах» — к чему вырабатывать новые пищевые привычки, когда можно просто на пару месяцев урезать порции привычной еды?
Получи всё, что хочешь
Но самое сладкое обещание, которое дают марафоны, совсем другое — нам говорят, что можно стать какой угодно и призвать в жизнь любые блага: миллионы на счет, кубики на пресс, принца в ЗАГС. Это главная ложь: не всем дано быть бизнесменами, не каждая способна переучиться на Java-разработчика, а если природа задумала тебя, чтобы останавливать коней на скаку, то ты раньше умрешь от истощения, чем похудеешь до 42-го размера. В глубине души все это понимают — и всё же многие проходят марафоны до конца, а потом записываются на новые. Но почему?
«Все лгут»
Дело во лжи — создатели марафонов прибегают к ней постоянно. Иногда откровенно врут, показывая выдуманные истории успеха: смотрите, это Маша, два месяца назад она питалась просрочкой, выброшенной из магазина, а теперь купила квартиру в Москва-Сити! Чаще это полуправда — например, участников просят оставить отзывы на середине курса, когда они полны энтузиазма и надежд. Всё это перемежается уловками: не просто так надо записать не одно, а несколько десятков желаний — хоть какое-то, да сбудется, и ты уверуешь.
Нас подставляет даже собственное тело: гормон поощрения дофамин, который дарит приятное чувство эйфории, начинает вырабатываться еще до достижения цели — достаточно просто о ней думать. Иными словами, быть «внутри» марафона приятно, и повторять этот опыт хочется снова и снова. И, наконец, все мы выросли с установкой, что начатое надо доводить до конца, и потому очень часто не бросаем курсы, думая, что секрет успеха — где-то там, в самом финале.
Кому нужны марафоны?
Стать «кейсовой» Машей, которая купила квартиру в Москва-Сити, можно только одним способом: оставив резюме в базе актеров. Тем не менее, марафон может принести пользу тем, у которого есть измеримая и реалистичная цель и план по ее достижению, но не хватает поддержки — комьюнити людей, которое скандирует: «Мы в тебя верим!» дорогого стоит. Другие участники останутся на том же расстоянии от желаемого и пойдут к нему после тренинга сами и уже налегке — с опустевшими карманами.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале.