Как селфи влияют на нашу самооценку и что с этим делать

Каких-то десять лет назад весь мир был погребен под волной селфи. Социальные сети пестрили одинаковыми фотографиями, люди были готовы на самые опасные выходки ради красивых кадров «на фоне» — на фоне пропасти, проезжающего поезда, дикого зверя... Список можно продолжать.
Как селфи влияют на нашу самооценку и что с этим делать
Мы уже давно не обращаем внимания на такие снимки в ленте — и одновременно продолжаем их делать. Почему же?

Не то чтобы за прошедшее время люди перестали делать селфи, но мы точно перестали обращать на них внимание, приняв их как часть быстрорастущего социального шума.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом остался открытым вопрос, какое именно влияние столь неоднозначная практика оказывает на людей — тех, кто селфи делает, и тех, кто их потребляет. Прошло достаточно времени, чтобы типичные алармистские истории о вреде интернета отошли на второй план, и на их место пришли реальные исследования, посвященные психологическим аспектам создания и просмотра селфи. О них мы сегодня и поговорим — о том, какие выводы можно сделать из этих исследований, как получать пользу от селфи и причем тут смартфоны.

Слишком много сравнений

Ожидаемо, но первая проблема, которую отмечают исследования по теме, связана не с созданием фотографий, а с их просмотром. Культура создания селфи на первый план выводит неестественные кадры, в которых зачастую внешность доведена до нереалистичных пропорций. Анализ практики просмотра таких селфи показал, что у испытуемых неизбежно снижается самооценка и чувство удовлетворенности жизнью. Эта проблема тесно связана с другим вопросом — тем, сколько времени мы проводим в социальных сетях. Согласно исследованию, проведенному «Лабораторией Касперского», в среднем россияне проводят в социальных сетях три часа в день. Это, скажем прямо, немало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Телефон под рукой сейчас есть почти у каждого, и в результате ощущение полноценного одиночества у людей стало пропадать. В любой момент ты в одном шаге (клике, свайпе) от общества, и особенно тяжело это сказывается на подростках. Человек не просто наблюдает за чужими жизнями, он втягивается в этот социальный ритуал, и зачастую встречается с неудовлетворительными результатами — например, недостаточным количеством лайков. Впрочем, еще одно исследование показывает, что даже большое количество положительных реакций не спасет от низкой самооценки, особенно в юном возрасте.

Дело не только во внешности

Многочисленные фильтры, конечно, вредят адекватному восприятию своей внешности, но проблема не только в этом. На самом деле при создании селфи, согласно анализу, до 30% людей исходят из нарциссических мотивов. Да, это включает в себя нереалистично высокую оценку внешности, но не только. Нарциссизм включает в себя стремление к эксгибиционизму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В нашем случае это выливается в выставление напоказ своей (идеализированной) жизни, достижений, а также разнообразных материальных благ — домов, машин, брендовых смартфонов. Последнее особенно важно, поскольку от качества камеры на телефоне зачастую зависит качество снимка, а многие социальные сети отображают девайс, с которого был загружен пост. Сами бренды неосознанно (а иногда вполне намеренно) поддерживали эти заблуждения в своей рекламе.

Такое поведение снова провоцирует социальное давление, но уже в другой плоскости. Люди, потребляющие подобные селфи, чувствуют разочарование в своей жизни, и стремление к установлению более высокого социального положения. Помимо очевидной практики селфи, это также вызывает импульс к приобретению статусных вещей — тех же смартфонов. Всё это потенциально приводит к развитию высокого уровня социальной тревожности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что с этим делать

Разумеется, вред, как и красота, в глазах смотрящего — исследование китайских ученых показывает, что селфи можно использовать для создания позитивного восприятия себя. Для этого необходимо просто проанализировать мотивации, которые побуждают вас к созданию снимков. В то время как 30% людей исходят из нарциссических побуждений, еще 23% используют селфи, чтобы разделить радостные моменты со своими друзьями. Действительно, создание снимков (в том числе, групповых) с фокусом на эмоциях и событиях — вместо внешности и статусности — может помочь как в формировании более позитивной самооценки, так и в укреплении связей с близкими.

Так, анализ поведения американских студентов показал, что те используют селфи как раз для выстраивания и поддержания межличностных отношений, но не в упомянутом ранее негативном смысле, а через обмен и совместное переживание позитивных моментов. Такие практики помогают и в самоопределении, создании более конкретного образа самого себя. Хотя подобная культура во многом зависит от окружения, можно утверждать, что сейчас люди постепенно отходят от прежних нездоровых практик и все больше концентрируется на позитивных аспектах селфи-культуры. Социальное давление остается в прошлом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смартфоны приходят на помощь

Одним из ключевых символов этих перемен стало понимание того, что для селфи не нужны брендовые смартфоны с супер-навороченными камерами — когда есть более бюджетные модели с хорошими медиа-возможностями, подходящими для запечатления самых дорогих моментов. Телефон — инструмент для общения, просто сегодня форматы этого общения стали более разнообразными. И да, селфи тоже такой формат.

Для того, чтобы сделать качественное фото, не нужен дорогой смартфон с навороченной камерой.
Для того, чтобы сделать качественное фото, не нужен дорогой смартфон с навороченной камерой.
Фото: соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прекрасным примером упомянутых качественных изменений стала популярная бюджетная линейка SPARK от TECNO, недавно пополнившаяся моделью SPARK 10 Pro. Бренд производит как интересные флагманы, так и доступные смартфоны с хорошими камерами, что отличает его от остальных участников гонки статусных девайсов. SPARK оснащен фронтальной камерой на 32 Мп, а также основной AI-камерой на 50 Мп. Есть фотофильтры и дополнительные режимы съемки. Всего этого более чем достаточно для создания красивых кадров, в том числе и селфи, без лишнего напряжения.

Другие характеристики — дисплей, аккумулятор, процессор — делают SPARK 10 Pro хорошим выбором для молодежи, которая уже не гонится за цифрами, будь то количество лайков или нулей в цене смартфона. Вместо этого на первый план выходит то, как мы используем девайс — и SPARK точно поможет поделиться вашими яркими впечатлениями с близкими.