Почему люди всё чаще бронируют ЗОЖ-отели и как дизайн пространства, наличие велнес-зон и велнес-опций влияет на качество отдыха — рассказывает Анна Погодина, концептолог, специалист по созданию гостиничного продукта и дизайнер общественных интерьеров.
От СПА-услуг к индивидуальному восстановлению: что такое ЗОЖ-отели

ЗОЖ-отель не равно санаторий
Поколение, выросшее на гаджетах и стрессе, не хочет повторять сценарий своих родителей, чья модель жизни часто не предусматривала инвестиций в здоровье. Сегодня у людей есть выбор стареть активно, красиво, осознанно. А отели становятся пространствами, где этот выбор можно воплотить в реальность.
Несмотря на внешнюю схожесть, велнес-отели и санатории почти ни в чём не пересекаются. Один формат из прошлого, другой — из ближайшего будущего. В санаторий, как правило, направляет врач поправить здоровье. Велнес-отели выросли не из системы здравоохранения, а из культуры осознанного потребления, интереса к нутрициологии, биохакингу и инвестициям в своё тело и ментальное здоровье. Это — параллельная вселенная, ориентированная на другое поколение.
Если Россию можно считать родиной санаториев, то ЗОЖ-отели появились в США. Сначала там стали предлагать фитнес и СПА-услуги, что позволило добавить в название приставку SPA, которая волшебным образом преобразила все продукты отеля и дала возможность поднять прайс. Затем подтянулись:
- нутрициологические консультации;
- йога и медитация;
- персонализированное питание;
- оборудование для тренировок прямо в номерах.
Так появились на свет велнес-отели — и сегодня уже никого не удивит, если при отеле будет криосауна или даже кабинет сомнолога.
Отдых в велнес-отеле — это не только про SPA
Если ты смотрела сериал «Белый лотос», то помнишь: его персонажи — состоятельные гости, которые приезжают в курортный отель не просто за отдыхом, а за восстановлением. Питание, массаж, медитации, отключение от внешнего мира — всё это в обрамлении гармоничной эстетики, индивидуального подхода и продуманного сервиса.
Что появилось в отелях за последние годы?
Инфракрасные сауны вместо классических — они имитируют солнечный спектр, улучшают состояние кожи и настроение. Такими саунами в личных домах пользуются чиновники, которые из-за службы не могут себе позволить частые поездки на юг.
Ледяные ванны и криосауны — сегодня такое не только «инстаграмно» и модно, но и полезно. Это не просто прыжок в прорубь, а дизайнерски оформленные криозоны с кристально прозрачным льдом.
Спортзалы нового поколения: не только тренажеры и коврики, но и залы для медитации, саундхилинга, отдельные пространства с пилатес-оборудованием, работа с тренерами по программам восстановления после стресса и восстановление после выгорания на работе.
Персональные программы для налаживания сна или снижения веса — еще при бронировании тебя могут попросить заполнить анкету о самочувствии, указать привычки и проблемы с организмом. А специалист (например, нутрициолог или сомнолог) встретит тебя по прибытии, проведет диагностику и разработает персональный план питания, сна или активности.
А «шведский стол» в ЗОЖ-отеле есть?
В пятизвездочных отелях премиальных брендов отходит в прошлое формат «шведского стола». Сегодня на завтрак гость получает меню, по которому может выбрать одно или несколько здоровых блюд. Такая модель не только более экологичная, но и соответствует запросу на осознанное питание.
Конечно, Турция и Египет, ориентированные на массовый турпоток, продолжают использовать классические «шведские столы», но в международной индустрии это уже считается моветоном.
Велнес-рынок растет быстрее туризма
По оценкам Global Wellness Institute, глобальный рынок велнес-туризма в постпандемийном 2022 году превысил 800 миллиардов долларов, а в 2025 году может перевалить за 1,3 триллиона долларов. В России, по экспертным оценкам, аналогичный рынок в 2024 году достиг 300 миллиардов рублей. Сюда вошли не только туризм и отели, но также продукты и медицина.
Так почему велнес-рынок так активно развивается? На это есть несколько весомых причин:
- во всем мире растет процент стареющего населения;
- люди готовы тратить деньги не только на отдых, но и на здоровье;
- отели стали такими площадками, где wellness-услуги являются естественным продолжением сервиса.
Дизайн играет роль на уровне ощущений
Что объединяет велнес-отели? Не единая эстетика, ведь она может быть как в темных умиротворяющий тонах и минималистичной, так и естественной, с зеленью и светом. Но есть у велнес-отелей важная общая черта: пространства не должны тревожить. Это отражается в закругленных углах, мягких формах мебели, тактильно приятных поверхностях. Каждая деталь должна дарить посетителю чувство спокойствия и безопасности.
Подсознательно мы воспринимаем острые углы как потенциальную угрозу. Поэтому даже такие мелочи, как форма изголовья у кровати, влияют на то, насколько человеку комфортно в номере.
Заключение
Велнес-отель — совершенно точно не временный тренд, а новая логика бизнеса, которая уже влияет на планировку номеров, подбор оборудования, политику питания и штат специалистов. Для владельцев и инвесторов это значит одно: ЗОЖ больше не ниша, это новая норма. В ближайшие пять лет мы будем видеть всё больше отелей, похожих на спортклубы и велнес-резорты с элементами digital-детокса. Такие отели уже становятся новой реальностью как для бизнеса, так и для туристов.