Мифы о школьной форме: почему одинаковая одежда не нужна и даже вредна

Споры о школьной форме не прекращаются: одни родители считают ее необходимой, другие уверены, что одинаковую одежду стоит отменить. Недавнее исследование показало, кто из них прав.
Мифы о школьной форме: почему одинаковая одежда не нужна и даже вредна
Будневич Иосиф/ТАСС

Принято считать, что школьная форма дисциплинирует детей, позволяет мальчикам и девочкам из менее обеспеченных семей чувствовать себя комфортнее, способствует появлению у учеников чувства единения с одноклассниками и школой и тем самым снижает число случаев травли. Однако не так давно американские ученые проверили эти гипотезы, и выяснилось, что все они далеки от истины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Школьная форма в США: положение дел

Одинаковая одежда для детей предусмотрена в каждой пятой американской школе, среди частных заведений она встречается еще чаще: в 60% случаев. Считается, что школьная форма — признак хорошей школы: так думают и родители, и учителя.

Неудивительно, что столь распространенным явлением заинтересовались ученые. Они проанализировали результаты общенационального долговременного исследования, в ходе которого отслеживалась жизнь 6320 детей от детского сада до пятого класса. Каждого ребенка оценивали по трем группам показателей: социальные навыки, внутренние психологические проблемы и внешние психологические проблемы (агрессия, акты вандализма).

Специалисты из университетов Огайо и Пенсильвании выяснили, какие из школьников носили форму, а какие — нет, а потом сравнили их данные. И стало понятно, что влияние одежды чаще всего отсутствует, а некоторые его аспекты можно даже назвать негативными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как влияет школьная форма на детей?

В итоге анализа выяснилось, что ни на один из зарегистрированных в исследовании показателей школьная форма не влияет — иными словами, пользы от нее нет. Ни число случаев буллинга, ни социальные страхи с ношением одинаковой одежды не связаны. Единственный плюс, который заметили ученые: в «форменных» школах дети из малообеспеченных семей пропускали уроки реже. Однако разница оказалась ничтожной: в среднем она составила лишь один день в год.

А вот что касается чувства принадлежности к школе и коллективу, то тут влияние униформы оказалось негативным: дети, которые ее носили, говорили, что ощущают такое «единение» реже и слабее, чем их сверстники, которые одевались в соответствии со своими предпочтениями. Один из авторов исследования считает, что это происходит из-за того, что, когда школа накладывает запрет на проявление индивидуальности, то и ассоциировать себя с ней ребенок не хочет.

Ты считаешь школьную форму необходимой?
Да
Нет