Русская классическая литература не так часто становится материалом для киноадаптации в Голливуде, но если какие произведения и экранизируют, то в основном те, которые касаются судьбы русской женщины. Например, «Анна Каренина», которая была экранизирована в Америке не менее пяти раз. Возможно, потому, что роман лучше всего передаёт атмосферу России XIX века, или же дело в том, что образ главной героини воплощает собой стереотип о русской страдающей женщине. Обычно при экранизации многие выбрасывают сюжетную линию с Левиным и Китти, концентрируясь только на Анне Карениной.
Невесты, шпионки и императрицы: как Голливуд изображает русских женщин
Кто: героиня русской классики
Фильмы: «Анна Каренина»,«Любовь и смерть»

Наташа Ростова, второй по узнаваемости персонаж русской классики, представлена в американском кино куда слабее: по роману Толстого существует всего лишь один фильм. Зато Наташу там играла не кто-нибудь, а сама Одри Хёпберн, одновременно солнечная, наивная и соблазнительная. Женщины русской классики, стоит отметить, вообще собрали исключительно звёздный состав: их играли Грета Гарбо, Одри Хёпберн, Кира Найтли.
К этому же типажу относится героиня Дайан Китон из фильма «Любовь и смерть». Это феерическая пародия Вуди Аллена даже не на саму русскую литературу XIX века, а на фильмы по русской литературе XIX века. И в этой уморительной комедии представлена одна из широчайших галерей образов девушек из русской литературы: похожая на Настасью Филипповну Соня (Дайан Китон), трепетная Наташа почти что Ростова (Джессика Харпер) и роковая графиня Александрова (Ольга Жорж-Пико).

Кто: Екатерина Великая
Фильмы: «Великая», «Распутная императрица»

Екатерина Великая – самая популярная женщина в истории России, по крайней мере, в зарубежном кино. Пока Ольга, царевна Софья, царица Александра и другие правительницы остаются символическими персонажами только для русских медиа, Запад заворожен образом решительной, стальной, непримиримой женщины... с обилием любовников. Увы, мимо этого факта пройти не удастся – именно его сохраняют практически из раза в раз, снимая байопики про императрицу. От картинно соблазнительной интриганки Марлен Дитрих в «Распутной императрице» образ перешёл к властной и ревнивой самодержице Таллуле Бэнкхед в «Королевском скандале».

Затем в девяностые появилась историческая картина «Молодая Екатерина», впервые ставящая акцент на профессиональной компетенции царицы. Ну а уже в 2020-м году вышел нашумевший сериал «Великая» с Эль Фэннинг – отвязный, озорной, ни в коем разе не исторический, но дурачащийся с материалом как ему угодно.
Кто: злодейка-садистка
Фильмы: «Из России с любовью», «Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа», «Пипец-2», «Дитя тьмы»

Говорить о равноправии в репрезентации русских как злодеев, увы (или к счастью) не приходится: обычно на семерых «злых русских Николаев» приходится лишь одна дама-злодейка. Но какая!

Суровые и преданные режиму фанатичные женщины (как правило, неконвенциональной внешности) не были изобретением бондианы, однако именно бондиана подняла этот троп на невиданные высоты. Роза Клебб и Ксения Онатопп по-разному презентовали образ опасной русской, но что у них было единое, так это наслаждение властью и причинением боли.
Это не совсем тот же самый троп, что русские шпионки, хотя бы потому, что они не занимаются шпионской деятельностью и почти никогда не предают режим, которому служат. То же самое можно сказать про тренершу «Красного воробья» в исполнении Шарлотты Рэмплинг: она не привлекательна, она безусловно зла, с лёгкостью отправляет бедных русских рабов системы на убой и произносит характеризующий её монолог о необходимости служению государству.

Есть ещё супергеройский пример подобного образа – Маза Раша из фильма «Пипец-2». Она отчасти пародирует образ злой коммунистической русской, но этот юмор не был доведён до конца, и Маза Раша так и осталась второстепенным экстравагантным персонажем.

Но опасным русским женщинам совершенно необязательно быть взрослыми, чтобы нести зло. В фильме «Дитя тьмы» 2009-го года американская пара усыновляет девочку, оказывающуюся жутким социопатом. Повторение сюжета «Дурной крови» 1956-го года резко меняет своё звучание, когда жуткий ребёнок оказывается сиротой из России...
Кто: невеста из России
Фильмы: «Именинница», «Русская невеста», «Невеста по почте»

Троп «сексуальной славянки» довольно широк, и его можно условно разделить на три категории: алчные сексуальные русские девушки, эскортницы и женщины, занимающиеся gold digging (охотой за богатыми мужчинами), и просто красивые русские девушки, которые, впрочем, всё равно выходят замуж за богатых американцев не совсем из любви и привязанности. Как ни странно, но именно этот тип героинь даже популярнее русских шпионок.

Вероятно, это связано с тем, что драм про взаимоотношения американских парней и красивых, но жадных русских женщин просто-напросто больше, чем шпионских фильмов. Тут и «Именинница», где Николь Кидман в роли русской Нади оказывается беспринципной мошенницей, и «Невеста по почте» про брачную аферистку... В какой-то степени сюда можно добавить «Русскую невесту»: хотя главная героиня вызывает сочувствие и сопереживание, тем не менее одной из её целей было найти богатого иностранца, чтобы спасти себя и ребёнка от нищеты.

Кто: Русская красавица
Фильмы: «Золотой глаз», «Перевозчик 3», «Рождённый американцем»

Впрочем, далеко не всегда русские женщины представляют собой зло и опасность. Очень часто они оказываются удачным трофеем главного героя, прекрасным внешне и добрым внутри. Нередко их душевность и моральная чистота идут как противопоставление обычному русскому характеру. Это, например, можно заметить у девушек Джеймса Бонда, которые, конечно, почти всегда покидают родную страну, чтобы адаптироваться в более благоустроенном и благородном государстве. Этот троп проявляется также у русских шпионок в американском кино, но тут носит немного иной характер: тут важно, что девушки, как правило, жертвы и нуждаются в спасении.

В «Перевозчике 3» антирусской риторики нет. Но есть прекрасная русская девушка, нуждающаяся в спасении. Впрочем, особенно добродетельной Валентину в исполнении Натальи Рудаковой не назовёшь: у неё достаточно негативных черт и плохих привычек, создающих проблемы для главного героя, но это всё компенсируется её непростой биографией, скрытой где-то глубоко внутри добротой и очаровательными веснушками.
Кто: Шпионка
Фильмы: «Ниночка», «Солт», «Красный воробей», «Чёрная вдова»

Русские шпионки – наиболее устоявшийся стереотип о русской женщине в американском кино. Интересно, что, несмотря на их очаровательную и соблазнительную женственность, им придают довольно маскулинные черты характера: они решительны и доминантны, хорошо дерутся, умеют обращаться с оружием, и вообще выступают полноправными коллегами шпионов-мужчин.
Существует версия, что это связано с эмансипацией женского труда в Советском Союзе; если женским идеалом в США первой половины XX века была домохозяйка или, по крайней мере, светская дива, то в СССР женщина работала наравне с мужчинами. Это также объясняет, почему со временем не появилось типажа шпионки из других стран, с которыми конфликтовала Америка. При этом сложно игнорировать тот факт, что значительная часть шпионок в такого рода фильмах отказываются от жизни в своей стране и переходят на сторону идеологических противников. Такое происходит далеко не всегда, но это и не редкость для Голливуда.

Первым фильмом с центральной героиней такого типажа можно считать блистательную «Ниночку» Эрнста Любича. Пускай Ниночка в очаровательном исполнении Греты Гарбо не шпионила, а просто приехала в Штаты, чтобы забрать своих соотечественников. Но она всё ещё остаётся чуждым элементом, проталкивающим свои взгляды капиталистическим свиньям. И она же была первой, кто от этих взглядов отказался.
После многочисленных опасных и неопасных шпионок из франшизы Джеймса Бонда в 2010-х гг. появилось аж два русских секретных агента, воюющих со своими для того, чтобы добиться свободы. Если «Красный Воробей» делал акцент на бесчеловечности системы, воспитывающей опасных – и сексуальных, это очень важно – суперсолдаток, то «Солт» уходит от триллера в боевик, заставляя сражаться героиню не с происками КГБ, а с подставившими её американскими коллегами.

На этом фоне Чёрная Вдова кажется персонажем почти уникальным. Она воспитана не КГБ, а происходит из подчёркнуто международной организации. Фактически её момент перехода от служения тоталитарному деструктивному объединению к помощи секретной организации в США совершенно не завязан на её национальности: она могла быть кем угодно. Голливуд нередко представляет положительную репрезентацию русских женщин, но мало кто из них добивался такой невероятной популярности, как Наташа Романова.

Можно было бы опасаться, что в её сольном фильме могут возникнуть проблемы с показом русского быта, отношения Наташи Романовой к России или всё сразу, но этого не случилось. Конечно, совсем без стереотипов не обошлось, но они никоим образом не касаются самой героини – и при этом Наташа не становится условным «гражданином мира», чуждым родной культуры.
Автор: Марина Беляева