Что носила Анна Каренина — самая яркая героиня русской литературы: образы в кино

От эстетики Голливуда 20-х до советской клеточки – всё это Каренина. Культовый роман экранизировали более 30 раз в разных странах. Сегодня мы решили покопаться в гардеробе любимицы Толстого, чтобы понять, кто из костюмеров был ближе к задумке автора.
Что носила Анна Каренина — самая яркая героиня русской литературы: образы в кино
Getty images, Legion media, Мастюков Валентин/ТАСС

Грета Гарбо

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легендарная американская актриса сыграла любимицу Толстого дважды. Первый раз еще в эпоху немого кино (1927) в фильме «Любовь». Однако в этой версии было мало общего с великим романом: действие разворачивалось на 50 лет позже описанного, что не могло не отразиться на костюмах, да и сама Каренина осталась жива.

Через 8 лет после выхода картины актриса вновь заучивала строки роли самоотверженной девушки, но на этот раз для экранизации режиссера Кларенса Брауна, который планировал приблизить сюжет картины к роману. Правда, с костюмами, как и с характером героини, маэстро слегка просчитался: вместо турнюров и объемных подолов, главная героиня красовалась в элегантных платьях в лучших традициях Голливуда 20-х, которые идеально подходили под неоднозначно холодный и слегка высокомерный характер Карениной Брауна, но имели мало общего с Карениной Толстого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вивьен Ли

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После американской попытки за «Анну Каренину» взялись и режиссеры Туманного Альбиона. В 1948-м на экраны вышла лента с Вивьен Ли в главной роли, которую мы больше помним по образу Скарлетт О’Хары из «Унесенных ветром». На этот раз образ Анны стал более жизнерадостным, что можно было заметить даже по платьям. Вместо вычурных нарядов со шлейфами, в которые была облачена ее предшественница, костюмер и по совместительству модный фотограф Сесил Битон окутал Вивьен в рюши, цветы и органзу. В его исполнении роскошные платья стали чуть ближе ко времени, описанному в романе, но в них все же читались нотки 40-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Татьяна Самойлова

Насмотревшись на зарубежных коллег, в 1967 мы все же решили показать им настоящую «Каренину». На роль главной героини была выбрана Татьяна Самойлова, и на этот раз к характеру и постановке у критиков не было ни единого вопроса, а вот в нарядах чувствовались смесь XIX века и советских ноток. Так, например, в культовом черном кружевном платье с золотой подкладкой, в котором Каренина появилась в опере и танцевала на балу с Вронским, можно было разглядеть характерные для толстовского времени элементы. А вот ткань платья в клетку для скачек подозрительно напоминала юбку из «Москва слезам не верит», которую по очереди носили обе главные героини. Хотя согласимся, в той сцене мы в основном любовались зонтиком, защищавшим хозяйку от солнца и шляпкой с вуалью. Ну и, конечно же, меха — в этом фильме они занимали особое место. Палантины, муфточки, шубы — ну как без этого можно представить русскую дворянку!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Софи Марсо

Одна из самых неоднозначных и одновременно самых знаменитых Анн получилась в исполнении Софи Марсо в экранизации американского режиссера Бернарда Роуза. И хоть сам фильм сильно смутил критиков, модные эксперты были в восторге. Но от Маурицио Милленотти, костюмера, ничего другого и не ожидали! Костюмы к фильму были изготовлены в легендарных римских мастерских Тирелли, и на сегодняшней день они являются максимально приближенными к моде 1870-х, это касается и аксессуаров. Особый интерес вызывает игра с цветом. По ходу сюжета, чем сильнее сгущаются тучи над головой девушки, тем больше начинает превалировать в ее гардеробе черный. Финал — траурный образ, тонкая белая строчка на шляпке на фоне летящего мрачного поезда. Эффектно, ничего не скажешь!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кира Найтли

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обойти стороной красотку Киру Найтли и, пожалуй, самый дорогой гардероб Карениной мы просто не могли. Автор костюмов для фильма Джо Райта – Жаклин Дюрран. Ее руке принадлежат наряды из «Гордости и предубеждения» и «Искупления», где, кстати, тоже играла Кира. По словам самой Дюрран, эстетику костюмов она видела в эклектичном сочетании русского стиля эпохи Толстого и работами модного дома Dior 50-х годов. На элегантные наряды продюсеры не поскупились, для образов были куплены натуральные меха, жемчуг, кружева, эксклюзивные перья, а все вышивки – исключительно ручная работа. Благодаря тому, что Кира неоднократно была лицом Chanel, Джо Райт легко получил доступ к драгоценным коллекциям, причем не только платьев, но и украшений. На шее актрисы попеременно блестели фирменные камелиями Chanel, колье Camelia Poudre, жемчужные нити от Mademoiselle в сочетании с сережками, украшенные перламутровыми бусинами Fleur de perle. Интересно, могла бы позволить себе такой гардероб сама Каренина?

Текст: Дарья Монтенегро