Сделано в СССР: легендарные косметические средства и их рекламные кампании
До 1917 года косметика в России практически не производилась. Первопроходцем становится трест «ТЭЖЭ» (трест эфирно-жировых эссенций), которым руководила жена Молотова Полина Жемчужина. Фабрика начинает выпускать мыло, крем, пудру, тушь, помаду, туалетную воду и одеколон, причем продаются товары за сущие копейки, поскольку население в принципе не было приучено как-либо ухаживать за собой или украшать внешность.
Полина Жемчужина идет на беспрецедентный в истории шаг: она начинает продавать косметику по цене ниже себестоимости, и несколько лет фабрика работает в убыток. Но этот риск оказывается полностью оправданным: даже самые бедные девушки начинают пользоваться косметикой отечественного производства, бренд становится поистине народным, о нем сочиняют частушки, а рекламные компании смотрятся для тех лет очень круто!
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/2d2/2d2203ca730b394894eb0265334154b8_cropped_510x703.webp)
Самым популярным продуктом для повседневного использования становится туалетное мыло, которому придают различные ароматы.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/c40/c40241c12431e8c17363dd34d73d1b8e_cropped_375x500.webp)
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/997/997e57d799a0d2266a4cd15811a090d8_cropped_375x500.webp)
Но очень скоро пальму первенства перехватывают духи, которые производит «Новая Заря».
Бессменный лидер — аромат «Красная Москва», но он считался «взрослым».
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/b7b/b7beec4f3679c2e215a2182817ffc88f_cropped_510x383.webp)
Юные девушки мечтали о духах «Наташа». Этот легкий цветочный аромат с нотами жасмина, душистого табака и мускуса было очень сложно достать, поэтому расходовали драгоценную жидкость крайне экономно и по большим праздникам.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/26e/26ec9c337bd3e41bf16c39e295ef16b5_cropped_510x326.webp)
Гораздо доступнее были моноароматы: «Ландыш», «Сирень», «Чайная роза».
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/094/094eb51ca20308333db8bbf69a1338f8_cropped_300x400.webp)
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/31a/31a455a50f897b79ce78f8359bf4a726_cropped_300x400.webp)
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/4c0/4c0223e8817cef06fec2164833416b78_cropped_300x400.webp)
Рекламная кампания была всесоюзной!
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/6db/6db3236582e133e04683549966f48335_cropped_352x545.webp)
Оригинальным считался аромат «Красный мак». Роза, амбра, мускус, альдегиды и цитрусовые ноты - довольно сложная композиция и нестандартный дизайн флакона!
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/219/219618783842458e54df283e45703b70_cropped_510x520.webp)
Впоследствии появляются пудра и красная помада с таким же названием.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/29d/29d44d4468940e04e9ed9e9e494a059a_cropped_471x700.webp)
В послевоенном 1949 году страна отмечает 150-летие Пушкина, выпускаются специальные юбилейные духи (сейчас бы сказали «лимитка») — «Пиковая дама». До сих пор коллекционеры гоняются за одной из самых оригинальных упаковок.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/cdf/cdfe09804e6a66e8d534ca1e3da77776_cropped_510x425.webp)
Сенсацией становится появление аромата «Балет» в 1952 году: аромат продается в действительно очень красивой коробочке с атласной драпировкой, духи в качестве подарка раскупаются за несколько часов и становятся одними из самых популярных в стране. Флердоранж, жасмин и ландыш - ненавязчиво, но довольно ярко!
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/f95/f95657cf5a9570a2fb7af2d3e1889459_cropped_510x510.webp)
Как ни удивительно это прозвучит сегодня, но в те годы альтернативой духам была... пудра. Обычная пудра для лица ароматизировалась, на коже аромат «разогревался», и на самом деле, припудрившись, можно было придать коже цветочный запах. Правда, пудрой он отдавал сильнее, чем собственно цветочными нотами.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/ab1/ab1c1d296d6367fef38121162043ffc9_cropped_450x374.webp)
80-е приносят советским женщинам бесценный подарок - тушь «Ленинградскую».
Ее состав может шокировать: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, вазелиновое масло, сажа, отдушка. Между тем состав ее абсолютно натурален, безопасен, не имеет запаха вообще, а ее твердая текстура гарантирует длительный срок службы. Ты удивишься, но сегодня тушь приобретает все большую популярность среди сторонников экологически безопасной и натуральной косметики.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/d49/d49f4706b0302c835bec1a200c44780b_cropped_500x500.webp)
С лаком для ногтей все было еще сложнее. Он долгое время существовал только в одном виде - бесцветном. Чем только не дополняли его модницы: в ход шли перетертые в пыль перламутровые ракушки, паста из ручек, «пудра» из битых елочных игрушек.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/5fb/5fb4550d6e21e47d3981a0a66aaa71ae_cropped_510x378.webp)
В середине 70-х появились первые цветные лаки: розовые, красные и совершенно жуткого оттенка морковные. Забавно, что некоторые лаки называли пастами: к сожалению, нам не удалось разыскать истоки этого названия, да и оно не прижилось.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/3f4/3f4251a64cd930cae2e4f6fe69dd7901_cropped_510x413.webp)
Правда, сложно поверить, что каких-то 30 лет назад это было реальностью?