Николай Фоменко: «Сегодня единство не в тренде»

Специально для VOICE Александр Цыпкин поговорил с Николаем Фоменко о том, как нас разобщили соцсети, какой урок певцу и шоумену преподали ленинградские проститутки и почему писатель не может быть сценаристом, а еще обсудили современных экранных героев и премию за лучшие Диалоги в кино, в жюри которой входит Фоменко.
Николай Фоменко: «Сегодня единство не в тренде»
Архивы пресс-службы

Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» на музыку культовой группы «Секрет», основателем и одним из фронтменов которой вы являетесь, стал не то что платиновым, а каким-то инопланетным, я слышал, что вы уже третьи в истории по посещаемости, а это какая-то спонтанная история или к ней шли давно?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я давно занимался вопросом, сначала речь шла о кино, и Гриша Константинопольский с моей подачи писал сценарий, даже какие-то деньги мы нашли, но всё это в какой-то момент затормозилось. Вероятно, мы как обычно со своими идеями немного опередили время, потому что через несколько лет пришла Ольга Филипук с идеей мюзикла. Мы, в смысле «Секрет», уже не прилагали каких-то особенных усилий, но давали, может быть, легкие ЦУ, с нами советовались по поводу аранжировок, по поводу того, что будет происходить. Но самое главное, что режиссером выступил ученик Романа Козака, моего лучшего друга, к сожалению, покойного, с которым мы очень много сделали в театре Пушкина. И вообще просто это мой самый-самый близкий человек был. А это его ученик. Поэтому мне было очень приятно, и я всё точно знал, что будет хорошо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще не волновались?

Понимаешь как... Как тебе сказать... Вот ты напишешь песню в 18 лет, а потом она играет год, два, три, пять, семь, потом тебе говорят: «А вы продали 8 миллионов пластинок в Советском Союзе или 11 миллионов». И ты никогда про это не думаешь, сколько было, чего, куда, как, насколько это популярно или не популярно, ты делаешь это с удовольствием. Я вообще считаю, что, если ты делаешь это для себя, то всегда будет хороший результат. А это все было в удовольствие.

А почему сейчас таких светлых и ультрапопулярных песен не создаётся? Ваши пластинки продавались миллионными тиражами, концерты до сих собирают стадионы, но песни же без боли, без трагедии, легкие, воздушные, мелодичные новеллы о любви. Сейчас таких почти нет. Что было особенного в вас, в том времени?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну, потому что... Это знаешь, как воздух и ощущение перспективы 80-х – это феноменальная вещь, понимаешь? Ты, наверное, это не захватил как следует, а мы, как говорится, в самом соку/ Поэтому и музыка была такая. Ожидание чего-то грандиозного. И плюс это ещё помножено на хорошее актерское образование и на ленинградскую совершенно глубокую культуру, потому что мы все центровые, все четверо, живущие прям по кругу друг от друга вообще с самого детства. Ну, то есть это такое «битловское»...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А не обидно? Какое количество людей, которые приходят на этот мюзикл, увидев вас, поймут, что это вы? Хорошо, не обида, неправильное слово, но вы отдали музыку, отдали в чужие голоса, в чужие лица и немножко от неё отошли. И получается, не все даже знают, что это вы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь». Вот исходя из этого, мы всю жизнь и росли. Сегодняшние люди, для них эта история, связанная с соцсетями, промоушеном и «узнали/не узнали», очень важна. А в наше время, в молодости, такого, конечно, не было вообще, никто никогда не задумывался становиться знаменитым, чтобы тебя узнавали. Я могу тебе рассказать смешную историю. Моя первая и последняя попытка почувствовать себя, условно говоря, суперстар. Мы в 84-м, по-моему, году служим в армии, вышла передача первая «Кружатся диски» на Ленинградском телевидении, где Макс вёл с попугаем, а тексты писал ему я, которые он говорил. И там впервые прозвучала наша песня под названием «1000 пластинок». Программа сразу взорвала, как бы сейчас сказали, медийное пространство. Передача вышла, на следующий день пришел в увольнительную домой и вечером пошел к Максу домой через Дворцовую площадь. Я остановился на переходе, а рядом стоят две проститутки. Ну, такие прямо, высший эшелон. А я вышел в тёмных очках, на улице десять вечера было, и никакими белыми ночами не пахло, но я надел очки специально, чтобы меня не узнавали. Вчера вечером вышла передача, я служу в армии, приехал в увольнительную и всё сделал для того, чтобы меня не узнавали, не дай бог. И я, значит, в очках, и они стоят по правую руку от меня, на кэблах и выше, чем я, ну такие, прям мечта. И я на них поворачиваюсь, смотрю и гордо так обратно и жду, когда на переходе загорится зеленый свет. И она спокойно поворачивается ко мне, сверху вниз на меня смотрит и говорит: «Тебе не темно?».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Короче, не узнали вас.

Я тебе клянусь, я снял очки и больше никогда уже про узнают/не узнают не думал...

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Секрет», безусловно, супергруппа, собирающая до сих пор. Почему супергрупп больше нет? Нет больше новых Depeche Mode, нет U2, нет ничего. Есть ряд поп-исполнителей, но таких супергрупп больше нет ни в России, нигде. Что случилось?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я не знаю, мне кажется, что вообще с «единством группы» – что такое это единство? Единство, на которое люди равняются. А сегодня с единством дело плохо, потому что все очень разрозненны, каждый сам по себе, соцсети, интернет разорвали в клочья вообще единение в целом. Даже те люди, у которых десятки миллионов подписчиков, они всё равно одни. Историю расскажу, один очень популярный исполнитель с миллионами подписчиков объявил о том, что будет в «Меге» делать какой-то квест и пластинки вручать. Я просто лично наблюдал за развитием событий. Так вот он повесил пост и 250 000 ответили, что придут. Как думаешь, сколько в итоге пришло?

10 000.

Восемьсот человек. Восемьсот. Ну, я подумал, дети безответственные. Оказалось, у взрослых так же. Я делал презентацию своего шнапса и мои фолловеры с большим удовольствием в количестве 3,5 тыс. человек, взрослых людей, отметились, что они приедут на эту презентацию. Явилось восемьдесят. И в тот момент я уже для себя сделал вывод, что это, конечно, абсолютно игрушечная история. Ты знаешь, вот точный пример про кино, раньше нас просили (лет 10 назад, может быть), чтобы мы в соцсетях вывешивали фотки со съёмок и это типа круто. А теперь ты под страхом смерти не можешь этого сделать, потому что, оказывается, что сейчас, когда ты сфотографировал, человек посмотрел в кадр и посчитал, что он уже посмотрел и побывал в этом кино, он сходил уже в кино, он уже посмотрел, он был, это галочка. Всё, он её поставил. Ты его уже никуда не затащишь. Поэтому, конечно, супергрупп нету, потому что сегодня единство не в тренде, не в популярном направлении. Ну и всё. А группа – это единство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переходим к кино. Вы в жюри премии за лучшие Диалоги в кино. Попадались ли вам сценарии, которые написаны очень сильно с точки зрения диалогов, но не удались в драматургии и в целом, слабы как сценарии?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну нет, конечно, так не бывает, давайте будем честны. Но и с диалогами сегодня проблемы. Начались они с развала СССР.

Почему?

Дело в том, что с какого-то момента за руль в систему управления попали люди, которые никогда в советское время не могли оказаться на этих позициях. Пришли люди без профессиональной подготовки, просто из КВН иногда, и они все делают по наитию. По наитию запускают огромные процессы, и в итоге сейчас на ведущих каналах приходится слышать, что «сегодня зрителю всё нужно объяснять на словах». Это говорит человек, который совершенно точно не мог бы работать в редакторской системе координат времен 80-х, 70-х и 60-х тем более. Например, включаешь телевизор и видишь мою любимую сцену: стоит человек около подъезда, рядом машина, он её моет из ведра. Открывается дверь, выходит из подъезда другой человек, его знакомый, сосед и говорит: «Моешь машину?», а человек, который моет машину, ему отвечает: «Да, вот решил помыть».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Ну, то есть бессодержательный диалог.

Нет, не бессодержательный. Скорее ненужный. Словесная иллюстрация. Сегодня основой нашего изобразительного ряда стандартно является иллюстрация, ты должен обязательно проиллюстрировать события, понимаешь? То есть, я же вижу, что человек моет машину, ну нафига спрашивать его об этом? «Зритель может не понять». Помнишь, идут Быков и Янковский в «Служили два товарища» по берегу с телегой, и на переднем плане мы слышим: «А ты виноград пробовал?», — «Пробовал», — «А мне не довелось», — «Ну и как?», — «Вкусная ягода, ничего, сытно». В этом диалоге сегодня никто не уловит страшную историю, связанную с гражданской войной, голодом и чёрт-те чем, понимаешь? И бедностью сословия, в котором родились эти люди и выросли, между собой находя сложный контакт, про который этот фильм и снят, когда один кладет жизнь за другого и так далее. Причем всё это с иронией же сделано, сквозь иронию. А иронии сегодня вообще не существует, потому что ирония – это вещь другого образовательного ценза, это возможность дать зрителю посмотреть на себя как бы со стороны и посмеяться над собой в мягкой форме. Позволить ему такое сегодня... Мы не знаем, поймёт он это или не поймет, скорее всего, не поймёт. А если он не поймет, значит, мы должны ему это объяснить, а объяснить как, прямо на экране словами. Почти всё можно сыграть без слов. Если ты заметишь, лучшие фильмы сегодняшнего дня, скажем, иностранного производства, там везде недоговорённости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Писатель хороший сможет при определенном его перепиливании легко стать хорошим сценаристом?

Нет.

Почему?

Сценарист – это не писатель, это другая вообще консистенция. Дело в том, что ты, как читатель, открыл книгу, и у тебя фантазия твоя собственная является режиссером и оператором. Она тебя потащила, повезла, ты поехал. Ты сам ведёшь своё произведение, читая книгу. Когда ты включаешь ящик или идёшь в кино, ты, естественно, сталкиваешься с готовым решением чужих посторонних людей, которые воздействуют втроём на твою башку: режиссер, сценарист и оператор, вот они втроём тут собрались и поехали. Поэтому сценарист, когда пишет сценарий для кино, он уже сразу пользуется средствами, которыми писатель не пользуется, не может пользоваться, у него нету этого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но это совершенно не значит, что писатель не может быть сценаристом при этом.

У него не получится это делать, потому что он будет всё время себя обеззараживать, так сказать. Сценарист – это же умение мыслить коротко и очень точно, понимаешь? Вот ты мне недавно прислал свои рассказы про будущее, фантастику, так вот, в них есть воздух, ты даешь мне додумать то, что ты, может, и не думал, от этого возникает объем дыхания. Вот этот объем дыхания писатель передать в кинопрозе не может никак. Есть там редкие индивидуумы, которые заходят на пьесы, и у них получается, но это отдельная история. Пьеса – это отдельная история.

То есть, нужно брать хорошего сценариста, забирать у писателя его роман и перепиливать его в сценарий, правильно?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно. Это должны делать профессионалы.

Хорошо, что я никогда в одиночку не брался за сценарий. Умные люди сказали, не надо мне этого.

Слушай умных людей.

Последний вопрос. Ключевое качество того, кто может написать хорошие диалоги: знание жизни, знание людей или что? От чего это зависит? Именно диалоги.

Чувство жизни, очень тонкое чувство жизни. И главное – недоговаривать. Самое важное – это недоговоренность и ещё – не идти на поводу у сегодняшнего времени. А для этого смелость нужна.