Зачем Рамзесу II паспорт и как выглядит его фото в нем
Паспорт – важнейший документ, без которого мы не можем совершать многие действия. Но некоторые истории, касающиеся выдачи паспорта, впечатляют, например связанная с паспортом фараона Рамзеса II.
Он был одним из величайших фараонов Древнего Египта. Рамзес II правил в 1279–1213 годах до н. э., был любим народом и очень почитаем. После смерти тело фараона перезахоранивали несколько раз – гробницы, куда перемещали его тело, несколько раз грабили. В конечном счете его тело спрятали в тайнике в скалах, расположенном на территории современного Дейр-эль-Бахри.
Этот тайник был найден в середине XIX века: гробница была наполнена множеством ценных вещей, которые постепенно извлекали оттуда и продавали. В 1881 году была найдена сама мумия, которая отлично сохранилась. Ее удалось идентифицировать, после чего ее переместили в Каирский музей, где она стала объектом изучения исследователей.
Уже в ХХ веке ученые стали замечать, что мумия портится, а потому было принято решение отправить фараона в Париж для консервации тела, чтобы предотвратить его разрушение. Тут-то и произошла таинственная история с паспортом.
Для того чтобы отправиться в заграничное путешествие, фараону потребовался паспорт – того требовали французские чиновники. Они были непоколебимы, и египетским властям пришлось подчиниться, ведь они не хотели терять тело Рамзеса II.
И документ выдали. Выглядел он как паспорт большинства людей – с той лишь разницей, что в графе род занятий было указано «Король (скончавшийся)», а на фото была запечатлена сама мумия. Зрелище не из приятных.
И хотя мы можем лишь предполагать, как именно выглядел этот документ, доподлинно известно, что паспорт существовал и в нем было фото фараона. Как бы там ни было, Рамзеса II доставили в Париж, где привели его тело в порядок. Реставрация длилась несколько месяцев: все это время тело фараона находилось в стерильной комнате.
В 2007 году история получила продолжение. На аукционе появился необычный лот – волосы Рамзеса II. Продавал их некий Жан-Мишель Дибо, который сказал, что унаследовал этот раритет от своего отца, ныне умершего. Тот участвовал в той самой операции по спасению мумии и, видимо, прихватил на память некоторое количество волос Рамзеса. Продать их не удалось — французские власти этого не допустили.