Приквел к картине «Опять двойка»: деталь, делающая жизнерадостное полотно трагичным
Мальчик, стоящий с поникшей головой, мать, которая смотрит на него укоризненно, поджавшая губы сестра, ехидно улыбающийся брат... В школе по этому произведению Фёдора Решетникова писали сочинения, а родители сравнивали детей, приносивших «неуды», с ее главным героем.
Из отличников в двоечники
Мало кто знает, но сначала Решетников собирался написать отличника — специально для этого художник отправился в школу и попросил разрешения посидеть на уроке. К доске вызвали мальчика Сережу, который всегда отвечал на пятерки, однако подросток так испугался постороннего, которого принял за проверяющего, что не смог справиться с самой простой задачей.
Тогда-то Фёдор, глядя на расстроенного школьника, и решил кардинально поменять сюжет картины, сделав главным героем двоечника: сначала он собирался изобразить мальчика в классе, но потом передумал и перенес действие в дом. Художник даже позвал позировать Сережу, но тот, узнав, кого предстоит изображать, категорически отказался.
На картине множество деталей, которые можно рассматривать — чего только стоит портфель двоечника, который выглядит так, что сразу понятно: его владелец обожает дворовые забавы — например, кататься на коньках, потому и забывает про уроки. Но есть на полотне еще один интересный нюанс.
«Прибыл на каникулы»
На стене в комнате висит репродукция — если внимательно ее рассмотреть, то становится понятно, что это первая картина трилогии Решетникова — работа «Прибыл на каникулы». Сейчас она почти забыта, но в СССР ее знали и любили даже больше до сих пор популярной «Двойки».
Решетников изобразил просторную комнату, в которой всё говорит о достатке — на паркетном полу — ковер, на столе — скатерть, на стуле сидит ухоженный толстый белый кот. На переднем плане радостный мальчик-суворовец, приложив руку к виску, рапортует деду о своем прибытии, а пенсионер, подыгрывая внуку, стоит по стойке смирно.
В 1948 году Фёдор Решетников получил за картину «Прибыл на каникулы» Сталинскую премию, а само полотно напечатали в виде открыток — всего их совокупный тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Это беспрецедентный случай: никакую другую открытку не выпускали так массово.
Полотно выглядит очень жизнерадостно — все герои счастливы, на заднем фоне — наряженная елка. Однако праздничная атмосфера воспринимается иначе, если понимаешь смысл некоторых деталей.
Первая — это, конечно, год создания картины — 1948-й: прошло совсем немного времени после окончания Великой Отечественной. В это время в суворовские училища брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте — и это придает оптимистичной картине совершенно иное звучание. Если присмотреться, можно также заметить портрет военного в еловом венке на стене: после этого становится понятно, что перед нами — дети-сироты.
Картина «Прибыл на каникулы» стала одним из первых и очень удачных опытов Фёдора Решетникова в области бытовой живописи — до этого художник был известен как карикатурист. После этого Решетников написал еще много работ — до сих пор, глядя на них, мы можем погрузиться в атмосферу СССР, вспоминая, какими были наши детские годы.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале.