Не обрезала волосы и 12 лет притворялась мужчиной: какой была настоящая Мулан
Существует множество версий легенды о деве-воине, и историки до сих пор не могут прийти к согласию, жила ли такая девушка когда-либо. Поэма «Песнь о Мулань» была написана в VI веке, но первоначальная версия не сохранилась в отличие от позднейшей версии в сборнике XII века, созданном Го Маоцянем. В конце правления династии Мин драматург Сюй Вэй в XVI веке написал пьесу о «Деве Мулань» в двух действиях.
Мулань неслучайно отправилась на битву
В пьесе Сюй Вэя Мулань неслучайно занимает место своего отца, когда идет на битву. Она не новичок, только вчера взявший в руки оружие. Она много лет тренируется, прежде чем отправиться в свой первый бой.
По сюжету, в детстве отец Мулань преподает ей боевые искусства. Уходя, Мулань, крепкая и хорошо тренированная, клянется: «Моя лошадь поскачет, чтобы завоевать мне славу в битве. Когда я надену на нее уздечку, прекрасней меня не сыскать».
В той же пьесе XVI века о жизни Мулань девушка перед боем снимает повязки с ног. Это очень важный эпизод, который сейчас многим непонятен. Деформированные стопы, по мнению китайцев, подчеркивали слабость и хрупкость женщины, а вместе с тем придавали ее телу чувственность. Чудовищная практика была не только мучительна, но и смертельно опасна. Женщина по сути становилась заложницей собственного тела — без возможности свободно передвигаться ее жизнь была полностью подчинена прихотям мужчин.
Во-первых, практика бинтования ног появилась в Китае гораздо позднее. Во-вторых, очевидно, если бы Мулань прошла эту процедуру в детстве, она не могла бы ходить — часто бинтование ног и выполнялось для того, чтобы ограничить свободу женщин и их перемещения. Даже после снятия бинтов Мулань не могла бы перемещаться на 7 сантиметрах своих ступней. Впрочем, едва ли мужчина об этом подумал.
Наконец, в-третьих, главной причиной, по которой Сюй Вэй включил этот эпизод в свою пьесу был... эротический элемент. Да, спрятанные от мужского взгляда ноги (женщина никогда не снимала повязки на глазах у кого бы то ни было) были фетишем большинства мужчин. Определенные сексуальные практики предполагали взаимодействие с пространством между подушечками пальцев ног и пяткой, с этой ложбинкой.
Поэтому эпизод, где Мулань снимает бинты перед битвой не столько символичен, сколько наполнен эротическим напряжением.
Уход Мулань
Хотя в мультфильме у Мулан (в нем так звучит ее имя) нет родственников, кроме родителей, в большинстве версий у нее есть брат и сестра, просто брат слишком мал, чтобы отправиться на войну. Чтобы спасти своего отца, Мулань решает занять его место, говоря: «Ребенком я была физически сильной и довольно умной. Вместе с отцом я изучала классическую литературу и боевые искусства, сейчас настало время отплатить ему».
Но вместо того чтобы тайком улизнуть ночью, Мулань открыто идет на рынок, покупает там седло, коня и доспехи, а от матери она получает иголку с ниткой как символ женского ремесла, от которого теперь ей придется отказаться.
К слову, самый драматичный момент в мультфильме, когда Мулан обрезает волосы — чудовищный анахронизм. После такого ее в армию бы точно не пустили, потому что короткие волосы могли носить только преступники, мужчины и женщины в ту пору носили длинные волосы, а обрезать их могли только родители.
Армейские товарищи
По легенде, Мулань 12 лет сражалась бок о бок с солдатами и была повышена до генерала. Никто из них так и не догадался, что рядом с ними женщина, хотя мать Мулань и беспокоилась, что «дойдет сама-знаешь-до-чего, и тебя раскроют». Но армейские товарищи только посмеивались над скромником, который отказывался перед ними мочиться.
В армии Мулань находит и своего возлюбленного – офицера по имени Цзинь Юн. Когда он обнаружил, что Мулань на самом деле девушка, он не расстроен и не злится. Они продолжают сражаться вместе, Цзинь Юн сохраняет ее тайну.
В плену у принцессы
Мулань была не единственной девушкой-воительницей. По одной из версии легенды она попадает в плен к принцессе Доу Сяньнян, которая обращается с ней как с диким варваром. Мулань же говорит, что она готова сдаться и воевать под ее флагами, если Сяньнян позволит ей навестить родителей и убедиться, что с ними все хорошо.
Сяньнян удивлена такой «сыновьей дочерью» и восхищена ее преданностью родителям, которой, она думала, не бывает среди северян. Сяньнян отпускает девушку на свободу, и они становятся подругами.
К сожалению, чаще всего по легенде жизнь Мулань заканчивается трагедией. Она возвращается домой и обнаруживает там, что ее отец уже умер. Ее преследуют картины всех ужасов, что она видела на поле боя, и она лишает себя жизни (что в Древнем Китае не считалось чем-то ужасным). По разным версиям, она делает это, чтобы избежать замужества или продемонстрировать верность императору.
Была ли Мулань?
Это сложный вопрос. Сейчас историки сходятся на мысли, что, скорее всего, такой девушки как единого исторического персонажа не было, а образ ее придуман в IV-V веках, когда Китай столкнулся с волной вторжений и надо было мотивировать мужчин отправляться на поле боя.
Так их убеждали, что даже если женщина пожелала защищать свою родину, то мужчина просто обязан.